Обычно в договоре указывается процент нанесенного ущерба, который при этом необходим. В то же время бывает, что эти показатели рассчитываются некорректно, потому что выплатить компенсацию по тоталу может оказаться выгоднее, чем компенсировать затраты на ремонт.
Прежде всего, нужно разобраться, действительно ли речь идет о полной гибели автомобиля. Если есть сомнения, стоит заказать дополнительную экспертизу.
Когда решение принято, автовладельцу необходимо будет определиться еще с годными остатками. Под ними подразумеваются уцелевшие в результате ДТП детали или узлы, которые можно впоследствии продать. Они также подвергаются оценке. После этого есть два варианта:
Оба из них имеют свои плюсы и минусы. В первом случае, как правило, стоимость деталей занижается, а во втором наоборот завышается. Однако оставлять себе остатки имеет смысл только если есть возможность осуществить их демонтаж, а затем реализовать.
В любом случае если собственник автомобиля считает, что произведенный расчет не соответствует действительности, он также имеет право обратиться к стороннему эксперту для повторной оценки. Нужно иметь в виду, что об этом потребуется обязательно уведомить все заинтересованные стороны и пригласить их на осмотр.
Решая, какие детали можно впоследствии использовать или продать, специалист должен иметь четкое представление о параметрах расчета. Основные из них следующие.
Износ составляет менее 60 %. Как правило, для этого определяется состояние в целом автомобиля, для которого используются те же параметры.
Срок службы машины – не более 15 лет, если речь идет об иномарке и не больше 7 лет для автомобилей отечественных производителей. В противном случае транспортное средство полностью утилизируется как металлолом.
Если все же есть возможность спасти часть деталей, то они должны отвечать таким требованиям:
В каждом случае порог соотношения между стоимостью ремонта и ценой автомобиля будет различаться. Однако в большинстве случаев он составляет 85 % от рыночной цены машины на момент ДТП. Заключение о полной гибели также выносится, когда восстановить автомобиль в принципе невозможно.
Кроме того, в некоторых регионах либо при определенных обстоятельствах оказывается нереальным процесс демонтажа и реализации из-за неликвидности деталей. В этих случаях также нет необходимости в проведении подсчета стоимости остатков.
Чаще всего используется стандартная методика. Для этого стоимость машины на момент осмотра умножают на процентное соотношение цены сохранившихся элементов к этому показателю. Расчеты производятся с учетом коэффициентов, относящихся к поиску дефектов, извлечению и дальнейшей продаже деталей. Кроме того, принимается во внимание время эксплуатации машины, наличие спроса на детали и объем механических повреждений.
При этом все вычисления производятся согласно действующей методике и с использованием необходимых средств инструментального контроля.