Согласно утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации рекомендациям, под утратой товарной стоимости, или УТС, автомототранспортного средства понимается ухудшение его потребительских свойств, при котором присутствуют дефекты либо они были ранее устранены.
На практике многие автолюбители предпочитают покупку бывшего в употреблении автомобиля, даже если тот побывал в ремонте. Причина вполне объяснима – стоимость снижается в несколько раз, а если работы проведены качественно, то и машина прослужит еще долгие годы.
Каким образом можно рассчитать потерянную рыночную стоимость? Для этого существуют специальные методики, которые основываются на объемах повреждений.
Несмотря на то, что эти издержки подлежат страховой компенсации, далеко не каждая компании согласится оплатить их добровольно. Зачастую стимулом является подача соответствующей претензии в судебную инстанцию. В то же время страховые организации стремятся уладить спор до начала разбирательства, поскольку решением пленума Верховного суда в январе 2015 года этот показатель был отнесен к ущербу, появившемуся по итогу происшествия. Кроме того, не всегда при расчете компенсации используется принцип, утвержденный Минюстом, поэтому сумма порой оказывается заниженной.
Эти же рекомендации распространяются и на другие виды полисов. При этом в случае с КАСКО нужно обращать внимание еще на стадии заключения договора, чтобы в тексте соглашения не был прописан отдельным пунктом отказ от обязанности выплачивать этот вид компенсации при аварии. Это нарушение действующего законодательства.
Согласно тому же решению пленума Верховного суда, потеря рыночной цены по итогу произошедшего дорожного происшествия определяется как ущерб. Соответственно пострадавший может рассчитывать на его возмещение. Обязательства по выплате ложатся на плечи как страховщиков, так и виновника аварии.
Существует минимум два способа вычислить эту стоимость:
Безусловным преимуществом пользуется первый вариант. Именно на нем основываются расчеты в рамках судебной экспертизы. Определяющими факторами в этом случае являются два показателя:
Размеры этих показателей суммируются, влияя тем самым на итоговую цифру.
Подобные расчеты возможны не для каждого автомобиля.
К исключениям относятся:
Речь идет, прежде всего, о легковых автомобилях. К грузовым, а также к автобусам применяются несколько иные требования.
Для последующего расчета должны быть произведены работы по одному или нескольким из следующих видов:
Важно иметь в виду, что покраска и смена некоторых незначительных деталей, например, зеркал, не является фактором, влияющим на УТС.