УТС — условная величина, отражающая уменьшение цены автомобиля по причине его повреждения в ДТП и последующего восстановления.
Законодательство обязывает страховую компанию покрывать обладателю полиса ОСАГО убытки, связанные с УТС, но в добровольном порядке это требование не исполняет ни одна организация. Многие из них соглашаются перечислить соответствующую сумму только получив досудебную претензию. К слову, «натуральная» форма урегулирования претензий не снимает с СК ответственности за денежную выплату.
Пострадавший должен апеллировать к решению пленума ВС РФ от 29.01.2015, согласно которому утеря товарного вида — реальный ущерб, его компенсирует страховая компания так же, как и затраты на ремонт.
Чтобы отказывать настойчивым клиентам, СК используют несколько схем. Одна из них — подсчет износа авто по единой методике вместо методики Минюста, что позволяет «дотянуть» процент амортизации выше максимально допустимых 35%.
Большинство пакетов КАСКО защищает автомобиль от набора рисков, связанных с ущербом, поэтому УТС также подлежит возмещению.
Некоторые компании в Правилах страхования указывают, что они не платят за утрату товарной стоимости ни при каких условиях, но это положение незаконно. Выплаты по этой статье полагаются независимо от того, выдает страховщик направление на ремонт или перечисляет на счет клиента сумму, в которую оценены убытки после ДТП.
Водитель, спровоцировавший ДТП, должен покрыть пострадавшему расходы на восстановление автомобиля, компенсировать УТС и упущенную выгоду. Если он не желает платить добровольно, можно инициировать судебное разбирательство, опираясь на соответствующее решение пленума ВС РФ и ГК РФ, признающий за пострадавшим право на возмещение нанесенного урона в полном объеме.
Для калькуляции УТС применяют такие популярные способы:
Большинство специалистов руководствуется второй методикой, потому что именно ее выбирают судебные эксперты, если дело доходит до судебного процесса.
Методика Минюста опирается на такие параметры:
Для каких автомобилей подходит:
УТС подсчитывают в таких случаях:
Возмещение за УТС не полагается, если окрашивали небольшие детали, например, накладки, ручки и т. д., а также если установили новые, уже покрашенные комплектующие.
Есть несколько вполне законных оснований, согласно которым компания может отказать в урегулировании убытков:
В 2018 году ВС РФ подтвердил законность введения страховщиками корректирующего коэффициента, увеличивающего премию по КАСКО, если договор предусматривает компенсацию за УТС.