После получения заявления от клиента о том, что наступил страховой случай, компания, выдавшая полис, должна организовать осмотр поврежденного транспортного средства, чтобы узнать размер нанесенных убытков. Законодательство отводит страховщику 5 дней для назначения процедуры и исследования машины. Если автомобиль не может передвигаться, транспорт осматривают на стоянке или там, куда его доставили при помощи эвакуатора.
Специалист определяет ущерб, а страховщик осуществляет выплату той суммы, которая указана в заключении. Но оценка не всегда отражает реальную ситуацию, довольно часто стоимость запчастей и услуг занижена. В таком случае автовладельцу приходится заказывать независимую экспертизу.
Процедура проводится в таких ситуациях:
Заключение должен выдавать эксперт-техник, имеющий соответствующий диплом и внесенный в федеральный реестр.
Чтобы достичь наилучшего результата, необходимо соблюсти ряд правил. Нельзя отправлять поврежденный автомобиль в мастерскую, пока его не осмотрит специалист. Не менее важно обеспечить хорошее освещение.
Законодательство обязывает страховую компанию принять выводы независимого эксперта, если исследование проводилось согласно всем требованиям. Заказывать его автовладелец может в любое время, но желательно это сделать сразу после аварии.
Для оценки ущерба применяют утвержденную РСА единую методику. Раньше разрешали использовать разные подходы, поэтому суммы ущерба могли значительно отличаться. После введения единой методики результаты оценки стали более предсказуемыми, хотя между страховщиками и их клиентами конфликтные ситуации продолжают возникать. Эксперты считают, что после начала реформы ОСАГО, связанной с переходом на «натуральную» форму возмещения, причины большей часть разногласий будут сняты.
Условия страхования по КАСКО всегда были более гибкими: они и раньше предусматривали разные виды компенсации, включая направление на ремонт.
Независимый специалист проводит автотехническую экспертизу, позволяющую выяснить реальное техническое состояние машины, зафиксировать разные типы повреждений, выяснить причины аварии и другие обстоятельства, касающиеся дела. Он должен обнаружить поломку, которая привела к ДТП, если есть подозрение о возникновении неполадок в механизмах. После этого проводят оценку нанесенного автомобилю ущерба.
Для выбора видов ремонтных воздействий, касающихся отдельных деталей и элементов машины, не обойтись без специального ПО, содержащего рекомендации завода-производителя по ремонту узлов и деталей той или иной модели.
Удобнее всего осматривать транспортное средство на СТО, имеющей стенды и другое оборудование, чтобы поднять или повернуть машину. Например, чтобы проверить целостность геометрии кузова, без него не обойтись.
Толщину лакокрасочного покрытия измеряют специальными приборами, помогающими выявить царапины, сколы и другие дефекты поверхности.
Независимому эксперту предъявляют такие документы: